К работам подготовительного периода относят вырубку и расчистку лесных просек, устройство монтажных площадок, проездов, дорог, переездов через препятствия, строительство временных баз и поселков, снос или реконструкцию строений и сооружений, препятствующих сооружению воздушных линий электропередач, проверку трассы и приемку от заказчика знаков, указывающих ось трассы воздушной линии электропередач на местности и места центров опор.
В различных регионах страны объемы подготовительных работ могут сильно различаться. Если в европейской части в безлесных районах эти работы составляют обычно лишь 5% общего объема работ, то в лесных и болотистых районах Сибири и Крайнего Севера доля этих работ возрастает до 40—50%. Если на «легких» трассах для сооружения 1 км линии электропередач 500 кВ затрачивается около 330 чел-дней, то на «тяжелых» трассах только для расчистки трассы от леса необходимо затратить 100-160 чел-дней, на устройство монтажной площадки для сборки каждой металлической опоры — 180—240, а на сооружение 1 км лежневой дороги — более 1000 чел-дней преимущественно ручного труда.
В настоящее время отечественной промышленностью изготовляются валочные, трелевочные, сучкорезные и другие машины, обеспечивающие комплексную механизацию вырубки просек и рациональное использование вырубленной древесины. До настоящего времени работы велись наполовину вручную, применялись лишь средства малой механизации, такие, как мотопилы и электропилы для резки деревьев.
На трассе воздушной линии электропередач кроме рубки леса приходится производить работы по очистке от кустарников и мелкой древесной поросли. Это рационально делать механическим способом; используя кусторезы различных типов. Весьма удачна конструкция катка-кустореза, имеющего пустотелый цилиндрический металлический корпус диаметром 1,5 м и длиной 3 м, разделенный на три отсека водонепроницаемыми перегородками. К поверхности катка приварены 10 ножей высотой 20-25 см под углом 30— 35° к поверхности корпуса. Каток прицепляют к трактору. При движении ножи катка углубляются в грунт и подрезают корневую систему, благодаря этому в течение 3 лет не требуется повторной обработки.
Тяжесть катка регулируют заполнением одного, двух или трех отсеков водой или песком. Наивыгоднейшую массу катка подбирают в зависимости от толщины обрабатываемой древесно-кустарниковой растительности, времени года и характера грунта на, поверхности. При заполнении всех трех отсеков масса катка максимальна и равна 11—12 т, что достаточно для уничтожения не только кустарника, но и древесной растительности при диаметре стволов до 15 см. При движении каток давит и измельчает кустарник, который скоро гниет. Производительность катка 3—4 га в день, при этом катком можно работать почти круглый год в отличие от химического способа, применяемого только летом.
К сожалению, эксплуатационники часто применяют на трассах действующих воздушных линий электропередач химическую обработку, производительность которой выше механического способа, а стоимость ниже. Однако, по мнению автора книги, внедрение такого метода не является достижением, так как экономия не оправдывает безвозвратной порчи земли и потерь того кислорода, который вырабатывался бы растительностью. Применение ядохимикатов сопряжено с риском повреждения основных массивов леса. После опыления нельзя допускать пребывания людей и выгона скота на обработанных площадях по меньшей мере в течение двух недель, что не всегда удается обеспечить.
При подготовке трасс в районах распространения многолетнемерзлых грунтов особое внимание следует уделять сохранению мохового и травяного покрова. Здесь надо сохранять кустарник высотой 2—3 м, обеспечивая при этом необходимое расстояние проводов воздушной линии электропередач до вершин кустарника — подрезать их при необходимости. Если растительный покров на трассе будет при строительстве нарушен, то оттаивание и пучение грунта могут вызвать аварии при эксплуатации линии.